Достопримечательности Гоа. Гокарна и Мурудешвара

P1240202

К «экзотическому Гоа», который продают туроператоры, путешественники уже привыкли. Для многих счастливцев этот курорт стал местом зимования. Но чтобы совместить приятное с полезным, рекомендую также посетить две основные достопримечательности Гоа и соседнего штата — храмы индуизма в доступном отдалении – древний город Гокарна, и в соседнем штате – Карнатака – современный и действительно впечатляющий храмовый комплекс Мурудешвара.

Я ездила в эти места с экскурсией. С одной стороны, узнала много интересного про индуизм, с другой стороны, я бы предпочла провести в каждом из этих мест больше времени. Экскурсия к этим храмам с коротким посещением пляжа Ом заняла целый день (с 6 утра до 10 вечера) и была довольно утомительной, потому что пришлось проехать много сотен километров по серпантину. Я бы посоветовала ехать на поезде с вокзала Маргао (Южный Гоа), откуда можно добраться до Гокарны, а затем на скутере или в крайнем случае, на такси, до Мурудешвары.

Город священных коров — настоящие достопримечательности Гоа

В переводе с санскрита Гокарна – это Город священных коров. В этом названии можно встретить тот же слог «го», который сохранился в слове «говядина». Карна – соответственно – священный, отсюда – штат Карнатака – священная земля.

Поездка по Индии весьма увлекательное и экзотическое занятие. Только заканчиваются аккуратно покрашенные домики отелей и пансионов Гоа, начинается настоящая индийская жизнь – тяжелая, небогатая и очень замороченная различными традициями. Пахнет горелым мусором, но в основном вокруг природа: раскидистые баньяновые деревья и пальмы, зеленые горы, леса, долины, кое-где обработанные как поля.

На подъезде к Гокарне, несмотря на то, что это город сугубо индуистский, можно встретить немало мусульманок в черных, как в Йемене, паранджах. Но основной публикой здесь являются брахманы – высшая каста Индии, индуисты-шиваиты по вероисповеданию. Только им в Гокарне позволяется приобретать жилье. Такая вот дискриминация.

Брахманы несколько более светлокожи, чем все остальные, с более европейскими лицами, нежели типичные жители Махараты, Гоа и Карнатаки. Говорят, в прошлом, брахманы имели такую же внешность, как многие русские или шведы, но со временем смешались с местным, темнокожим населением. До сих пор, покопавшись можно найти свидетельства об этом.

Брахманами могут быть только мужчины, а женщины – всего лишь женами или дочерями брахманов. Женщины мало чем отличаются от других каст. Брахманы же мужчины ходят с обнаженным торсом, перепоясанные тканым полотном как юбкой с запахом, босыми и с обязательными четками из рудракшми (это такие крупные коричневые семена) и «чашкой для омовений», похожей на консервную банку.

Омовения совершаются посреди города – в сильно замусоренном пруде, поросшем белыми лотосами (не путать с лилиями – у лотосов более острые лепестки). Даже странно, как в такой грязище могут расти такие прекрасные цветы.

Сам город местами закопченый, неухоженный – старый, даже древний. В нем чувствуется история – дома почти все индийской архитектуры: низкие потолки, обязательная терраса с широкими колоннами перед входом и балконами на втором этаже.

Лишь несколько европейских разноцветных вилл, похожие на курортные, скромно затаились в роще за основной улицей. На самом деле, исторический центр Гокарны – это всего несколько улиц и гора Шивы. Также здесь неподалеку есть замусоренный берег реки и широкий городской пляж, заполненный местными.

Иностранцы приезжают в Гоа за историей, архитектурой, особой атмосферой соседних пляжей, а также вечерними песнопениями – мантрами – брахманов, которые они поют по вечерам. Говорят, именно от этих песнопений пошло направление музыки гоа-транс в середине девяностых. Хиппующей публики здесь много. Здесь все особенно продвинуты — пакетных туров сюда не продают, а значит — это почти местные жители (фри-лансеры) или самостоятельные путешественники, интересующиеся индуизмом.

В главном храме города, который не отличается от других индуистских храмов особенной помпезностью, а лишь старостью и заплеванностью, пол будто покрыт тонким слоем сала от бесконечно проходящих здесь босых ног. Непривычно и немного брезгливо, ведь разуваться в этих храмах нужно всем…

Весь год на дворе храма выращивают огромного белого быка, которого затем везут на колеснице по центральной улице и сжигают на жертвенном костре в честь Шивы. Здесь же на выходе из храма стоят колесницы – Шивы и Парвати, которые используются только раз в году. Возможно, вы видели в передачах об Индии такую церемонию – несколько мужчин тащат, привязанный на простынях высоченный воз, а вокруг толпится много народу.

В самом храме заслуживают внимания старинный крематорий с косой свастикой, которую не отличишь от «немецко-фашистской».

Важнейшей особенностью, как нигде в окрестностях, являются полуподвальные храмы с «шива-лингамами» — похожими на фаллос и вагину элементами культа, символизирующими объединение женского и мужского начала во вселенной. Они находятся повсюду, и в главном храме тоже. Шива-лингам обычно находится в центре квадратной комнаты, пол которой залит водой, лишь под стенкой небольшой проход. Возле шива-лингама всегда наготове брахман, который ждет, что вы дадите ему немного рупий за то, что он вас благословит (намажет область «третьего глаза» каким-то едким красным порошком). Местные приносят сюда цветы и специи, а брахманы проверяют – подойдет ли божеству такое подношение.

Еще одна достопримечательность Гокарны – гора Шивы. Якобы именно здесь Шива окончил свой жизненный путь, уйдя в глубочайшую медитацию в позе лотоса. По случаю этого события в Гокарне на самой высоком холме построили небольшой храм Шивы, мало чем отличающийся от того, что находится на самом северном пляже Гоа. Рядом с этим храмам часто сидят местные подростки — девочки отдельно, мальчики — отдельно, под присмотром взрослых брахманских жен.

Гокарна – маленький городок и обойти его можно за несколько часов. Лучше приехать сюда около 4-5 вечера, когда у брахманов оканчивается сиеста, провести весь вечер в центре города, послушать мантры, переночевать в единственном хостеле для иностранцев прямо в центре или в гестхаузе в десяти минутах ходьбы – недалеко от пляжа и с утра поехать дальше – на соседние пляжи, самый знаменитый из которых – пляж Ом.

Пляж Ом и окрестности

До пляжа Ом можно добраться из Гокарны пешком или на такси. При спуске на пляж находится несколько веселеньких гест-хаусов с еще более хиппанутой публикой, чем на Гоа. Пляж Ом и соседние два пляжа рядом с ним ничем не лучше подобных в Северном Гоа. Черными вулканическими скалами он напомнил малый Вагатор, хотя окрестности зеленее. На пляжах немало местных, для которых женщины в купальниках все еще диковинка, поэтому заинтересованных взглядов не избежать.

Пляж Ом отделен от соседнего невысокой скалой, на которой растет одинокая пальма. За скалой еще один пляж, где можно остановиться палаткой, совсем по-дикому. Технические вопросы такого «кемпинга» я не уточняла, так как не рискнула бы – тем более, недорогого жилья рядом полно. Но вдруг вам понадобится, знайте, что там это можно!

Мурудешвара — индуистский пафос в камне
Современный храмовый комплекс, стоящий прямо на берегу Индийского океана, великолепная гигантская статуя Шивы, а также башня Гопурам высотой 70 метров, куда можно подняться на лифте – это незабываемое зрелище.

Храмы в Мурудешваре мало отличаются от других индуистских храмов – в них нет высоченных потолков и огромных залов – они небольшие, уютные, разукрашенные яркими цветам и портретами известных богов – аскета-Шивы, его жены прекрасной Парвати, их сына-слона Ганеша, солнечного бога Рамы, а также злого усатого бога (забыла имя), который несколько раз пытался захватить власть. Здесь же в соседнем здании – музей с 3D-изображениями тех же персонажей индуистской мифологии, в которых рассказана вкратце все та же история о борьбе со злым божеством.

Храмы в Мурудешваре отличаются большим количеством золотых деталей – крыши ступ и элементы храмовых украшений. Местные активно кладут подношения в виде цветов (похожих на наши чернобрывцы, только огромные и чисто оранжевые) и других, сладостей, монет и конечно бумажной валюты, которую брахманы тут же прячут в складках своих юбок. Все это поставлено на коммерческую основу и глубокой духовностью проникнуться здесь сложно, как, впрочем, и в Гокарне (хотя там – в большей степени).

Еще здесь есть несколько скульптурных композиций, самая внушительная из которых – колесница Солнца, запряженная четырьмя лошадьми. Также запомнилась сцена под баньяновым деревом – обретение одним из богов бессмертия.

Отдельно хочется сказать про статую Шивы. Она действительно огромна и особенно хорошо просматривается с башни. Оттуда видно, что он восседает прямо напротив широкого длинного пляжа и бескрайнего океана. Он сидит на тигриной шкуре и в руках у него барабан, четки, тризубец – все эти символы имеют важное значение в индуизме – отшельничество, трансовое состояние, власть над стихиями и т.д. Шива серовато-голубой почти на всех изображениях, и эта статуя не исключение. Это потому что он обмазан пеплом погребальных костров, как и современные шивопоклонники-агхори, которых можно встретить в главном центре индуизма – городе Варанаси.

Гокарна и Мурудешвар – это идеальные достопримечательности Гоа для первого знакомства с настоящей Индией. Они не такие шокирующие и замусоренные, как вся остальная часть страны, больше заточены под западного туриста. Многие посчитают это недостатком, но если вы только начали путешествовать по Индии, то это – прекрасное начало.

Вы можете оставить комментаий, к нашему сайту.

Оставить отзыв

Вы можете использовать аватарку. Для этого необходимо

зарегистрироваться на сайте Gravatar

Следите RSS 2.0

Достопримечательности Гоа. Гокарна и Мурудешвара

Top