Колоритные Залищики

Для меня путешествие в этот городок стало соприкосновением с интересным колоритом. По некоторым событиям в поездке можно писать анекдоты или водевили. В этом вы убедитесь, прочитав эту статью. Залищики находятся в Тернопольской области в одном из меандров Днестра. Это очень красивые места, поэтому кроме анекдотов будут фото весенней природы. По-украински Залищики означает «те, что за лесом». Сразу возникает вопрос, за каким таким лесом?

Ответ: за лесом, который находится за селом Добровляны. Именно Добровляны были первым поселением в этом районе, а Залищики были его выселкой. Затем при польской оккупации сформировался город, там поселилась знать и образовались мелкие предприятия. Впрочем, кто желает знать больше об истории этого городка, всегда найдет инфу в интернете. Особенно интересующимся я рекомендую посетить краеведческий музей Залищиков, где вам все подробно расскажут. Я же хотела описать самые яркие моменты путешествия и свои впечатления.

Адская маршрутка

Время для поездки было самое правильное вторая половина апреля – цвели вишни, вовсю распускались яблони и груши, зацветали каштаны и сирень. Началось все с маршрутки Хмельницкий-Залищики. Когда путешествуешь по нашим дорогам по селам не избежать неудобств, но в этом есть своего рода интерес – сидя в Киеве или других больших городах, никогда не узнаешь, что творится в остальной части страны. Интересующимся данным маршрутом я все же посоветую выезжать на автобусе из Тернополя, там не так адски, короче путь.

Итак, маршрутка выехала из Хмельницкого. Сначала водитель был весьма весел, смеялся. Но уже тогда он жаловался, что у него болят руки, так как плохая дорога. Первую часть пути проехали весьма комфортно, но ближе к середине водитель напрягся и начал заметно нервничать. К тому же набилось немало пассажиров, одна из девушек-пассажирок уже почти буквально на мне сидела.

Но самое интересное началось на промежутке Гусятин-Чорткив. Людей набилось столько, что водитель начал кричать, что он так дальше не поедет. Несколько человек вышли. Но он не унимался. Один мальчик вышел, но тут же прибежала его мама, требуя от водителя «взять студента». Она говорила: «Я его больше ничем не отправлю, не гнать же мне машиной за 300 грн».

Водитель побурчал, но поехал, еще даже подобрал бабку. Когда серпантин Подольских Товтр, где уклон дороги усугублялся ее разбитостью, остался позади, ехать стало проще. Въезжая в одно из сел, бабка, которая вступила в разговор с водителем, сказала, указывая на какие-то руины: «Хто це розвалыв? Москали?», на что водитель ответил ей: «Все, бабо, москалив вже тут нема, це наши розвалили». Так анекдоты рождаются в народе.

В общей сложности дорога заняла 4 часа 40 минут, хотя расстояние там до 180 км. Это было явно хуже, чем в прошлый раз на маршрутке, циркулирующей по Тернопольской области. Из автобуса я вышла прямо возле отеля «Стари Залищики», который предварительно нашла в интернете и забронировала по электронной почте. Я приезжала на пять дней, и меня поселили, похоже, в самый лучший номер 18 прямо над входом в отель (а я заглянула почти во все).

Это был номер люкс, но по цене с меня брали как за полулюкс. Единственный его минус – окно находится прямо перед входом, а там навес, лавочки и место перекура. Иногда можно было быть в курсе, о чем говорит народ. В целом впечатление скорее позитивное, чем нет. Отзыв об отеле я напишу где-нибудь на трипэдвайзоре, продолжу о впечатлениях.

Город, Нижний парк и берег Днестра

Итак, я тут же отправилась гулять на Днестр, и сразу же оценила красоту этого города и богатство достопримечательностей.

Со всех сторон его окружают холмы и обвивает река. Город расположен на большом пологом холме, который медленно спускается к Днестру. В старом городе есть несколько улиц, которые действительно похожи на старинный европейский городок.

В самом низу расположен Нижний парк – живописнейшее место со старыми ясенями и дубами, скамейками с видом на противоположный лесистый холм Днестра, который возвышается над рекой. Над водой качаются ивы, летают аисты.

Парк прекрасен, разве что очень мал. У дороги – старинная усадьба, которая еще сохранна, но демонстрирует следы запустения.

В этом парке приятно бродить в любую погоду, а в хорошую погоду, сидеть под ивами на берегу, слушать пение птиц и лягушек, смотреть, как летают птицы.

Визитная карточка Залищиков

Главная достопримечательность Залищиков расположена на противоположной стороне Днестра, уже в Черновицкой области, село Хрещатик или Звенячин, так до конца я и не понала, как его называть. Фото этого места часто можно увидеть в городке, — живописнейший полуостров, омываемый меандром реки. У меня этот полуостров не влез в объектив. Нужен широкоугольный. Но на фото других фотографов он выглядит так.

Чтобы туда попасть, я перешла через мост, но дальше лишь примерно представляла, как туда идти, заранее изучив карту. Спросила местного жителя. Он переспросил, хочу ли я идти напрямую или в обход. Я подумала, что я не из тех, кто ходит в обход, и мне указали на тропинку, которая идет напрямик. Она начинается сразу за мостом, среди заброшенных недостроенных зданий. Там можно пройти только в кроссовках, даже в кедах достаточно проблематично, если подошва чуть скользит. Категорически противопоказано идти там после или во время дождя. С подъемом наверх я справилась очень быстро, а вот вниз идти – реально не для слабонервных, тропинка с осыпью над крутым обрывом.

И вот, «то самое место». Фотографии скажут сами за себя. Этот вид – визитная карточка Залищиков, хотя, как я уже сказала выше, это даже область другая.

Через пару дней пребывания в Залищиках, я решила провести на этом месте больше времени, и дойти до него по дороге. Это несколько дольше, чем по тропе, но гораздо безопаснее. После моста через Днестр, никуда не сворачивая – прямо по улице, затем дойдя до конца села, не доходя до массивной советской остановки (очень кстати красивой, с мозаиками), повернуть налево. Я прошла мимо нужного поворота, но зато это позволило оценить доброту местных жителей: одна добрая женщина пропустила меня через свою территорию, чтобы я быстро нашла дорогу. Дорога занимает больше времени, чем тропинка, но вполне разумно идти по дороге. В центре поселка Звенячин наверху площадь, довольно интересная – посередине колонка с водой, справа – церковь, дома тоже весьма типичные для этих мест.

Монах Лаврентий и Христос воскрес

Если от села Хрещатик отойти ниже по течению Днестра, можно дойти до одиноко стоящей православной церкви. Я случайно забрела на территорию монастыря, ко мне подошел местный житель и представился монахом Лаврентием. Это был тучный седой человек с зубами из желтого металла, заросший седой бородой, в мятой рясе. От начала и до конца нашей встречи, меня не покидало чувство, что он смотрит на меня слишком сладострастно. Он поинтересовался на украинском языке, откуда я, и я сказала: «Из Киева», и выглядело это так, будто я из Киева пешком пришла (уточню, что из-за того, что голову мне напекло солнце, и я облачилась в косыночку, которую вполне можно было принять за православную).

Тут у Лаврентия зазвонил телефон, и он заговорил с кем-то… на молдавском. Затем он продолжил разговор со мной уже на русском и сказал: «В Киеве ведь только православие». Я подумала, да, чел, отстал ты от жизни лет на 300. Потом он предложил за меня молиться, но если я хочу, чтобы он называл меня не только по имени, но и по фамилии, то мол это будет стоить пару десятков гривен (около 1 доллара). Я отказалась. Он спросил, склоняюсь ли я к православию. В этот момент его под глаз кусает пчела. Я отвечаю: «Нет, к православию я вообще не склоняюсь, в бога верю, но не в церковь». Он чуть погрустил, но не очень долго и не нахмурился даже. Он сказал, нужно следовать знакам. Я подумала, я как раз только этим и занимаюсь.

Затем слово за слово, и он приглашает меня на обед к своим церковным, как он выразился. Мол есть у него хлеб и еще что-то к хлебу. Я вежливо отказалась, но мне было приятно, что несмотря на мои антицерковные убеждения, которые я не побоялась обозначить, несмотря на то, что находилась на территории монастыря, он не нахмурился, не послал меня гореть к черту на сковородку, а предложил обед усталой путнице. Неизвестно, правда, чем бы это закончилось, учитывая его раздевающий взгляд, но мне этого не пришлось выяснить. Вскоре я уже шла обратно по направлению к Залищикам.

Косыночка продолжала играть со мной злую шутку, потому что почти каждый проходящий мимо сельский житель кричал мне «Христос воскрес». Так как пасха прошла уже как две недели назад, и я совершенно не ожидала это услышать, я даже не сразу поняла, что они мне кричат. Они, наверно решили, что я дала обед молчания.

Раз уж я коснулась темы религии расскажу еще вот что. Сидя на самой высокой точке, я насчитала 10 церквей. Еще одно впечатление я получила, когда проходила мимо костела на одной из центральных улиц. Католическая церковь ведет себя весьма агрессивно, установив на фасад здания громкоговорители. Поэтому все жители на этой улице каждый день по нескольку раз преобщаются к «высокой духовности» римской службы. По-моему, это просто наглость. Может я хочу слушать рок-н-ролл, а они мне свое mea culpa?

Паром через Днестр, Верхний парк, Печорна

Сразу за железнодорожным мостом находится памятник в честь погибших от рук агентов НКВД. В Википедии про это можно почитать как о «Залещицкой трагедии» — уничтожении нескольких сотен политзаключенных на мосту Залищики-Кострыживка.

Можно пройти еще несколько домов, свернуть в частный сектор, спуститься по тропинке спуститься к Днестру, и… оказаться у парома. Этот паром, я считаю – настоящая достопримечательность. Паром представляет собой лодку средней величины с какой-то будкой. Судя по тому, что в дождь паром тоже работал, а паромщик с пассажирами успешно мокли, будка не от дождя. Фото не мои, мои утонули в дожде.

Я не решилась воспользоваться его услугами, прежде всего, потому что на том берегу мне казалось, нечего делать – огромное село Костриживка с этим заводом… Не сравнить с Залищиками. Дальше ведет тропинка. Нависающий обрыв и цветущие деревья… Но мне не удалось по ней пройти – тропинку перегородила большая гадюка — замершая, но живая. Ее было никак не обойти, пришлось поворачивать назад. Если бы не она, я дошла бы до того же места на Днестре (около села Печорна), в которое можно попасть из Верхнего парка, спустившись по тропе.

В том же районе, наверху над Днестром – большой сквер со смотровой площадкой и красивыми ухоженными дорожками и лавочками. Виды прекрасные, если бы не сахарный завод на другой стороне Днестра. С этого ракурса он выглядит очень неуютно и урбанистично, при этом несколько заброшенно. В безветренную погоду можно спокойно любоваться далями Днестра, не глядя на завод.

В конце парка начинается тропа вниз. Если спуститься (тропа здесь не опасная), то можно оказаться на берегу в очень милых местах. Тихо течет река, вокруг зеленые берега и нависающий склон горы создают какую-то особую атмосферу. Красивейший склон спускается к Днестру, Днестр широк и спокоен. Места на берегу почти безлюдные. Милое место, где можно провести много часов, глядя как неторопливо течет река. В таких местах хочется проводить не один день. Дорога по берегу выводит в село Печорна. Я до села не дошла, видела лишь отдельно стоящий крест на входе с реки – как выяснилось из экскурсии в музее, этот крест установили в честь отмены крепостного права.

Пока я сидела на берегу, подъехали рыбаки, и спросили: «Вы здесь рыбачите или просто сидите?», я ответила, что просто сижу. Один из рыбаков пристально на меня посмотрел – очень удивленно. Я спросила: «А что, рыбачить можно, а просто сидеть нельзя?», и он ответил: «Просто дивно видеть женщину одну на берегу» (говорили мы по-украински, и я специально не переводила слово «дывно», что по-украински означает «странно»). Хотела я ответить, «дивни в вас жинки», но решила не ходить в чужой монастырь со своим уставом. Они живут какой-то другой жизнью, и у меня пока нет ресурсов, чтобы ее поменять. Да и следует ли? Вот поменяли большевики все в Левобережной Украине. Что из этого вышло? Более 80 лет оккупации, а теперь и вовсе война. Пусть живут в своем мире, ходят в свои грустные церкви, только меня не трогают. А они и не трогали. Просто удивлялись.

Краеведческий музей — вечная борьба

Отдельно следует рассказать о моем визите в музей в один из дождливых дней. Музей располагается в здании, где находится что-то вроде Дома пионеров. Вход в музей оказывается закрыт. Работники здания сообщили мне, что в музее обед. Я жду полчаса, обед заканчивается, но музей не открывается. Тогда я захожу в интернет и нахожу мобильный телефон музея. Работник музея, ответивший на звонок пообещал подойти через 15 минут. Все это время я сидела на этой площади, наслаждаясь запахом сирени, но уже начинало надоедать. Наконец, работник появился. Это был молодой человек до 35 лет, невысокого роста с круглым крестьянским лицом. Он любезно предложили мне провести экскурсию. Я задержалась у археологической части, но кроме названия «сарматы» и «трипольцы» экскурсовод ничего нового не сообщил. Внимание привлек идол с грустным смайликом. Это оказалась надгробная плита проходящих здесь скифов.

От скифов и трипольцев как-то легко перешли к истории польской и австрийской оккупации и к истории местных церквей – например, одна деревянная церковь приплыла сюда с верховий Днестра от гуцулов. Приехали гуцулы, разобрали церковь, увезли, а при следующем паводке она снова приплыла и остановилась на том же месте, из чего гуцулы сделали вывод, что на то божья воля. Деревянная церковь не сохранилась.

При Польше Залищики были курортом. Несколько пляжей, отели, набережная… Был даже прямой поезд «Варшава-Залищики», назывался «стрела до солнца».

Дальше, как сказал бы Булгаков, началась история… Перая мировая с постоянным отвоевываением Залищиков (приграничная территория, как сейчас какая-нибудь Авдеевка… это они пережили еще при первой мировой), Украинская республика, Львовская республика (кстати, у нее флаг был перевернутый – желтый сверху, синий снизу), революция (местные жители встречали красных хлебом-солью, надеясь объединиться с Левобережной Украиной), и наконец, тема, на которой экскурсовод сел на своего любимого конька – УПА. Многолетняя борьба с советскими оккупантами. Лица на старых фотках членов УПА в основном сельские, типично-украинские. В целом – приятные чуть испуганные лица обычных людей тех времен. В конце инсталляции, относящейся уже к периоду Второй мировой внимание привлекли яркие нетипичные и контрастные ко всему остальному в музее нашивки дивизии СС «Галичины» — дубовые листья, виноград. Экскурсовод сообщил мне: «Они шли в эту дивизию потому что им обещали, что будут их посылать только на восточный фронт, бороться с советскими оккупантами».

Экскурсовод все время подшучивал, мол меня, разговаривающую на ломаном украинском, должно все это сильно шокировать. «Видели на другой стороне улицы памятник Бандере?» — спросил он. «Еще не подходила», — ответила я. «Боялись?» — пошутил он. «Что его уже бояться», — пошутила я в ответ, думая о том, что как же глупо бояться давно убитого человека. Надеюсь, этим не оскорбила экскурсовода.

Он почему-то надолго остановился возле стендов с освобождением Советской армией от немецких захватчиков, будто меня это должно было особенно интересовать. Всякие маршаллы с контрастно-русскими фамилиями. Типичные герои той войны, вроде Жукова, у которых точно есть скелеты в их истории командования вроде заградотрядов и расстрелов на местах.

Наконец, в самом конце инсталляций – несколько свидетельств новой войны. В этой войне уже погибли жители Залищиков – сначала на Майдане, потом на Донбассе.

В конце экскурсовод показал мне старинную мебель австрийской княжны, при которой был построен особняк в Нижнем парке, и собственно, разбит парк. Он пожаловался, что за сохранение этих шкафов и трюмо в музее приходится бороться – местные воротилы мечтают установить их где-нибудь у себя на даче.

Когда я спросила, сколько ему должна за экскурсию, он предложил купить журнал. Он все допытывался, что меня интересует, но в какой-то момент у меня просто исчез запас украинских слов, и я пребывала в каком-то трансе от всей этой борьбы украинского народа, и просто купила первый попавшийся журнал с изображением замка в селе Ныркив – еще одной местной достопримечательности, до которой я в этот раз не доехала.

Хотелось побыстрее оттуда уйти, мрачная в целом атмосферка. Это смертельная борьба за независимость, которая дает плоды, но очень медленно, целые поколения оказываются лишь винтиками в механизме этой борьбы. Когда я вернулась в отель, то по-новому взглянула на старые фотографии в рамках. Я начала узнавать места – вот старый польский пляж, а вот – строительство железнодорожного моста, а вот замок в Ныркове, а вот – особняк в Нижнем парке. Эти выцветшие распечатки старых фотографий обрели объем.

Привокзальная площадь и бомжи, говорящие на немецком

Накануне отъезда я решила разведать путь на вокзал, думала сначала идти пешком, но потом решила, что это слишком далеко. Кроме того реально неприятно поразила привокзальная площадь. Пошел дождь, и вся она была в лужах, асфальта на ней не предполагалось никогда. При этом сам вокзал отреставрированный и довольно симпатичный, как и платформа за ним. Но он, видимо, открывается всего пару раз в день, когда приходит поезд из Киева и в Киев, может еще пару электричек. Безлюдно, пусто и немного пугающе.

Поэтому я решила приехать на такси. Залищики настолько большой город, что в нем есть даже такая услуга.

На следующий день, пока я ждала такси у отеля, на противоположную лавочку присел алкоголик, и начал пытаться со мной по-своему общаться. Я всячески уклонялась от беседы. Вдруг к нему подходит другой похожий персонаж, и они начинают разговаривать… по-немецки. Причем это были полноценные фразы, а немецкий я знаю. Потом они перешли на украинский, и иностранцем никто из них не был. Тут и такси мое подоспело, но видимо, мне нужно было получмить этот финальный аккорд впечатлений.

Выводы о туристической ценности Залищиков

Для самостоятельных путешествий и уединения место подходит. Здесь есть все необходимое для отдыха – отель, ресторан, магазин и быстрый доступ к природе, места для прогулок. Из минусов – слабо развитый транспорт для посещения других достопримечательностей, таких как замок в Ныркове и водопад, которым эти места славятся.

Особенно красив весной (и осенью, наверно, но ветра могут не позволить наслаждаться видами сверху).

Не знаю, поеду ли я в Залищики снова, мне впечатлений вполне хватило. Но мне понравился этот формат путешествий: найти в интернете место из рейтинга «малоизвестных мест Украины» и поехать туда не просто на несколько часов проездом, а полноценно в небольшой отпуск. В городской жизни не хватает этих уединенных тихих природных мест и этих спокойных улочек.

Из минусов: не без жестяка конечно, как и везде в Украине. Приехав в Залищики, Вы увидите местных алкоголиков, которые очень заметны в таком маленьком городе. Один из них уснул на лавочке, и местная жительница предлагала мне его отвезти домой. Я сказала: «Я не тутЭшня». Потом уже из отеля слышала как он матерился на всю площадь.

Вы увидите много икон, церквей и часовенок, а также наглый костел, который вещает на всю улицу. Вы увидите раздолбанные дороги и отсутствие инфраструктуры даже возле железнодорожного вокзала. Если вам повезет, то вы приедете на поезде, а не будете трястись по второстепенным дорогам пять часов в забитой маршрутке.

Но главное, что уже что-то меняется к лучшему. Уже есть отель, облагорожены парки, в ресторане прилично готовят, люди в целом благожелательны, хотя без энтузиазма. Украина все же становится более туристически-дружественной, правда процесс идет крайне медленно. Но может и к лучшему – так хорошо сидеть в одиночестве на горе или под Днестром, без толп туристов.

Вы можете оставить комментаий, к нашему сайту.

Вы можете использовать аватарку. Для этого необходимо