Крыша Украины: гора Говерла из Ворохты

15144028

После того, как мы посетили самую высокую гору Крыма, Роман-Кош, появилось понимание необходимости лезть на Говерлу. Хотя я почти всю жизнь живу в Украине, в Карпатах не пришлось побывать вплоть до 2013 года. Дело в том, что я не люблю сырой климат, а Карпаты этим славятся. Я – не лыжник, и поэтому зимние Карпаты также не манили. Но Говерлу посетить было нужно. Для этого у нас было три дня – один лишний выходной мы получили благодаря Дню Конституции. Это конец июня. Как раз мой день рожденья – мне исполнялось 29 лет – именно после достижения этой даты, говорят, начинается кризис тридцатилетнего возраста. На горе произошло значимое событие — моя жизнь была подвергнута опасности — молния ударила в землю в нескольких метрах от нас. Подробности ниже.

Точка старта при восхождении на Говерлу из Ворохты

База Заросляк

Согласно данным интернета, Говерлу лучше всего покорять с базы Заросляк, которая находится недалеко от Ворохты. До Ворохты добираться не слишком просто – на поезде до Ивано-Франковска, а потом почти два часа до горного села по раздолбанной дороге.
Можно было поселиться на базе Заросляк, и тогда это был бы совсем лесной отдых. Но в связи с Днем Конституции все места были заняты.

Жилья в селе Ворохта много – различные пансионаты не в счет, зато полно частного сектора – деревянных домиков и номеров со всеми удобствами. Я созвонилась с администратором отельчика заранее – выяснила подробности. Очень важно, чтобы в отеле кормили – ресторанов там не так много. Пришлось также что-то перечислять на карточку приватбанка для подтверждения брони.
В Ивано-Франковске билет на автобус покупали прямо на вокзале – ж.д. и автобусная станция у них в одном месте. При выходе из вокзала нужно повернуть налево. Пришлось часик подождать автобуса. Лучше бы мы сначала купили билеты, а потом пообедали в неожиданно вкусной вокзальной кафешке.

Село Ворохта и окрестности

Когда мы прибыли в Ворохту, нас встретил местный парень, который докатил нас до гостиницы. Вид на озерцо, холмик и деревья с балкона нашего полностью обшитого деревом номера по-настоящему обрадовал – умиротворяющая атмосфера.

Рядом с отелем был ресторанчик Колыба, где нас накормили борщом и мясом – всего много, все жирно. Все же подольская кухня мне нравится больше, чем карпатская – в горах они переедают явно, чтобы теплее было.
А климат и правда был странноват. Когда выглядывало солнце – начиналась парилка. Испарялась вода, которая накапала прежде. Только солнце заходило за рваные тучи, которые быстро проносились над селом, становилось холодно.

Село Ворохта очень живописное. Оно находится среди холмов, поросших кое-где елями-смереками и застроенных уютными двух и трех этажными частными домами с верандами и балконами.

Везде, где коснулась рука хозяина – аккуратно и живописно. Кое-где даже осталась архитектура тех времен, когда здесь было австрийское правительство.

А вот дороги и электрические столбы государственные и имеют неприятный вид. Через село течет река Прут – мы ее видели в мае под Черновцами, но в Ворохте она быстрее, порожистее. Вода в ней бурая, непрозрачная.

Все в быте местных крестьян подчинено спасению от дождей – скаты крыш, сушащиеся особым способом снопы, различные стоки для воды. Растительность в июне сочная, насыщенная. Комаров не было, видимо, потому что холодно.
Мы не снимали ботинок и флисов, а иногда нужны были непромокаемые штаны и куртки-мембраны. И все равно, это нас не спасло, но самое интересное впереди.

Центральная улица коротка. Лично мне было непонятно, что делать на этом, так называемом курорте. На гору и обратно. Ну еще пару дней можно неспешно прогуливаться и полежать в саду. Но вряд ли в окрестностях большой потенциал для пеших прогулок.

Дорога к горе

В следующий раз, если он будет, наверно, нужно поселиться на базе. Я и тогда хотела, но День Конституции обеспечил полную загрузку.
Мы договорились с администратором отеля, что его брат довезет нас на такси до горы за 130 грн.

Таксист оказался пунктуальный, и уже в 8:15 ждал нас у коттеджа. По дороге он рассказал нам много историй. Оказалось, его девятка только корпусом девятка, а наполнение у нее как у иномарки класса люкс. До базы Заросляк было 11 км, но дорога не располагала к быстрой езде.
С заезжающих на территорию Говерлы взимается взнос 60 грн. Разумеется, это было уже не так важно, при всех сопутствующих тратах. Тем более и пейзаж вокруг становился по-настоящему горным – повсюду смереки, горные пастбища и далекие вершины.

Водитель пообещал ждать нас у базы Заросляк в восемь вечера. Около базы – базар местных сувениров, трав, чаев. Сама база представляет собой большое трехэтажное здание с номерами.

Подъем на гору Говерлу

За базой Заросляк, если идти по главной дороге от рынка в лес, справа начинается тропа на Говерлу, которая идет вдоль ручья – это Прут в самом его верховье. Здесь воду можно пить прямо из речки.

Тропа резко набирает высоту, но идти нетрудно по еловым корням, как по ступенькам.

Нас начали обгонять колонны туристов. Мы шли 29 июня, и все говорили, что вчера, в День Конституции тут были еще большие толпы, не протолкнуться.
Подобная ситуация и на День Независимости.

После леса мы оказались на живописнейших холмах, откуда открывались виды на остальные вершины. Кое-где все еще встречались смереки, но уже поменьше.

Впереди замаячила вершина. Среди облаков проглядывал целый хребет. В одном месте все еще виднелось пятно снега. Оно имело форму ладони с оттопыренным большим пальцем. Забавно играет природа символами.

Выше туман начал сгущаться. Дорога шла по голым зеленым холмам. Идти было тяжело из-за сильного уклона. Мимо то и дело проходили люди.

Кто-то, наоборот, отставал. В облаках это выглядело таинственно и странно. Наконец, через час нагрузок, мы вышли на вершину. Народу было много. Кто-то ел, кто-то фотографировался группками, кто-то просто отдыхал. Царила атмосфера беззаботности и веселья. Кто-то разворачивал флаг партии Свобода. Мы успели на его фоне сфотографироваться.

Пробежаться по хребту

Облака хоть и застилали окрестности, все же что-то можно было рассмотреть. И эти пейзажи были прекрасны.

Дальше мы пошли по хребту, в сторону гор Берескул и Тыркул. Нашей целью было озеро Несамовытэ. Мы заглянули на другую сторону от Говерлы. Как раз развиднелось, стали видны склоны далеких гор.

Однако пока с вершины Говерлы, вокруг все укрылось плотным слоем тумана. Начал накрапывать дождь, который затем преследовал нас почти до самой базы Заросляк. Берескул и следующие за ней вершины терялись в дымке.

Иногда (уже раз в сто реже, чем на Говерле) попадались туристы, экипированные от дождя. На нас были брюки и куртки мембраны, ботинки гортекс, а сверху – дождевики. Хватило часа на три проливного ливня.

Когда мы приблизились к последней горе хребта – Туркул, началась настоящая гроза с молниями. Хребет был открытым, ничем не защищенным. Было реально страшно. В суматохе мы не поняли, что тропа к озеру не собиралась подниматься на Туркул, а ушла вниз – к озеру, которое угадывалось среди рваных лохм облаков внизу.

Вместо этого мы поперлись на Туркул в самую грозу. Когда молния мигнула так близко, что в глазах начало мигать, а в ушах – трескаться, мы поняли, что попали. Сразу выключили мобильные и планшет. Сначала я просто легла на землю и так хотела переждать грозу. Начался крупный град, который бил по голове даже через мембрану. Казалось, он мог ее порвать. Не давала покоя мысль, что молния попадет в нас лежачих. Тем более, что Саша ложиться отказался. Вместо этого он потянул меня вниз. Облака немного рассеялись, и стало видно, что тропинка вниз есть.

Мы побежали с горы, пригнувшись. Вскоре молнии остались позади и мы немного передохнули. Это был самый ужасный опыт в моей жизнью. Смерть, казалось, была очень близка, ближе не придумаешь. Хорошо, что все хорошо кончилось.
Мы спустились к озеру. Под дождем оно не казалось уютным и притягательным – зеленая вода, наверно чистая, хлюпающее болото вокруг. Туристы ставили в этом ливне палатки. Я радовалась, что нас сегодня ждет теплый чай и горячий душ, а затем ночь в сухой комнате. Этим беднягам пришлось сложнее.

Но ботинки все равно очень скоро начали хлюпать и прохлюпали так до самого подножья. Спуск со стороны озера в целом приятный и несложный, если бы не вода и грязюка по всюду на тропе. Сначала спуск идет по густому еловому лесу, а затем выходит на живописные поляны, где можно собрать лекарственные травы (мы собрали немного чабреца).

Удивительно, но мы вышли к базе Заросляк ровно к назначенному времени – 8 вечера. Таким образом прогулка заняла у нас почти 11 часов с очень недолгими привалами. Неплохая прогулка, несмотря на свинью, которую подложила нам Говерла. Таким образом, Говерла из Ворохты — это самый быстрый способ попасть на гору, а также пробежаться по хребту. Может быть, вам повезет с погодой.

Вы можете оставить комментаий, к нашему сайту.

5 комментариев к записи “Крыша Украины: гора Говерла из Ворохты”

1. Timoshka:

Интересно, что же это получается на Говерле всегда такая погода? знакомые рассказывали, что не дошли до вершине, потому что были не подготовленные, без спец курток, обуви, и т.п. Получается такую красоту как там, не всегда получится посмотреть из-за погоды а места все же красивые.

2. Аня Краева:

Нет, не всегда. Но, к сожалению, часто. Как повезет

• Сергей Сокол:

Нам повезло с погодой. Даже в Озере Несамовитом купались. Красота. Карпаты неповторимы!

• Анна Краева:

Действительно, повезло. Я мечтаю, чтоб Карпаты когда-нибудь порадовали меня погодой.

3. Host:

По расчетам экологов, нагрузка на Говерлу не должна превышать 200 человек в сутки. Но в выходные дни здесь бывает, наверное, больше.

Вы можете использовать аватарку. Для этого необходимо