ЮБК в марте: Ялта, Медведь-гора, мыс Мартьян

Идем-к-морю.-ЮБК

Ялта – пожалуй, самый известный курорт на Южном Берегу Крыма (ЮБК), самый многолюдный, крупный и во всех отношениях популярный город в Крыму. Он – этот «город счастья», как его часто называют по какой-то забытой традиции – с одной стороны, является символом Крыма как такового, с другой – мало похож на весь остальной Крым.

Итак, мы решили выбрать Ялту как место дислокации, так как оттуда ходят маршрутки по всему побережью. Кроме того, посетили следующие достопримечательности:

• Набережную Ялты
  • Массандру
  • Медведь-гору в Партените
  • Парк Айвазовское в Партените
  • Заповедник мыс Мартьян

Мы поехали в Ялту в марте, чтобы не сталкиваться часто с другими отдыхающими. Кроме того, такое непопулярное время для отдыха мы выбрали, потому что в это время жилье гораздо дешевле. Можно убедиться в этом здесь. Мы любим отдыхать с комфортом, но платить в Ялте за однокомнатную квартиру пусть даже с видом на море и замечательные горы так, как заплатили бы на Лазурном Берегу Франции, не имея при этом возможности нормального купания в море (в Ялте просто нет нормальных пляжей), мы посчитали неумеренным расточительством. Да и важным аргументом было то, что в заповеднике мыс Мартьян не отлавливали в это время года любителей природы. Вроде бы нельзя там находиться без пропуска.

Мы не прогадали – ведь в это время на море практически пусто, можно гулять по пустым пляжам. Конечно, не вариант, для любителей купаться, да и все же довольно холодно. Два раза была в Крыму в начале марта и оба раза — переменная облачность, ветер и попытки снега. Правда впечатляют эти вечнозеленые кедры, кипарисы, можжевельники, фисташки. Они просто радуют глаз.

Ялта оказалась идеальным местом дислокации еще по двум причинам. Во-первых, это единственный нормально освещенный по ночам город, где есть куда пойти вечером погулять. Например, в том же соседнем Гурзуфе или Мисхоре после заката освещается лишь несколько улиц, а на остальных – хоть глаз выколи. А ведь мы ехали в начале марта, а это значило длинные ночи и неработающие увеселительные заведения. Во-вторых, именно здесь прогулка по набережной действительно доставляет удовольствие. Центральная набережная Ялты сама по себе является достопримечательностью благодаря огромной площади и красивой аллее пальм. Можно действительно идти по набережной и видеть море и корабли, а не ларьки с ресторанами, как в Алуште, Симеизе, Коктебеле, Судаке. Хотя купаться негде.

Жилье в Ялте

Искали жилье заранее, перелопатив большое количество сайтов с объявлениями хозяев. Мы в принципе, не признаем посредников, а большинство квартир сдаются именно через них. Тем не менее, мы обнаружили нужную нам квартиру, объявление о которой на сайте разместил сам хозяин. Была там и фотография с видом, который открывался из окна, а для нас вид – немаловажное условие.

Итак, поезд — современный состав с биотуалетами и совершенно новыми купейными вагонами — позади, мы садимся в маршрутку возле башни с часами в Симферополе, и через полтора часа прибываем в Массандру, где на остановке нас встречает хозяин квартиры.

Ялта — впечатления

Как бы ни ругали Ялту, нам там понравилось, тем более, что в самом городе мы проводили не так много времени. Сама Ялта – это очень большой населенный пункт, однако по-настоящему городской там является одна-две центральных улицы – это улица Московская-Киевская, ведущая от набережной до автовокзала и улица Кирова — от набережной до района Спартака. Все остальные – это узкие переулки (часто сильно замусоренные).

Ялта – город контрастов. Здесь соседствуют роскошные виллы и старые еще царские особняки и совершеннейшие трущобы с ржавыми крышами, перекошенными заборами и покосившимися окнами. У набережной отдыхают богачи-миллиардеры, а в пятнадцати минутах ходьбы по улице Массандровской можно лицезреть вывешенное тряпье местных алкашиков, живущих в покосившейся хибаре.

Медведь-гора

Одной из наших первых вылазок была гора Медведь или Аю-Даг. Попасть на нее оказалось даже легче, чем мы думали. Тропа на гору начинается из Партенита. Мы доехали из Ялты до Партенита на 110 маршрутке. Ее конечная остановка в Партените – санаторий Крым. Именно там и нужно выходить. По отзывам в Интернете тропинку нужно было искать на территории самого санатория.

Восхождение на Медведь-гору

После недолгих поисков мы нашли калитку. Следует все время идти по направлению к Медведь-горе параллельно морю. Ориентир — многоэтажное заброшенное здание бывшей столовой, которое находится на возвышении. Оно должно остаться справа внизу. Тропинка уходила вверх, и мы пошли по ней. Начали открываться виды Партенита. Через несколько десятков минут мы вышли к развалинам часовни, куда верующие принесли иконы и кресты. После двух часов подъема (а тропинка шла очень по живописным местам) мы оказались на вершине. В нескольких шагах от вершины неизвестно кем построенная «пирамида силы» и табличка, рассказывала что-то о «био-импульсах» и энергии. Это было похоже на виденное мной ранее на горе Перчем. Говорилось, что вокруг какое-то особое «биополе». Мы умилились разнообразию религиозных убеждений наших граждан и решили что какими бы ни были эти убеждения, похоже, их проявление на лоне природы что-то вроде естественной потребности, свойственной всем религиям.

Спуск с Медведь-горы

Спуск с горы шел по снежному склону. Снег был не только снизу, но и сверху: вдруг посыпалась крупа с неба, и стало очень холодно. Тропинка увела влево, к Гурзуфу. До Гурзуфа оказалось гораздо дальше, чем до Партенита, так как нужно было пройти пустующую в зимнее время территорию лагеря «Артек». У самого спуска такое вот озеро. В зимний мартовский день оно выглядело сурово. За кадром остались шприцы на берегу — неприятная находка, очень характерная для постсоветских осколков. А потом мы долго стояли на остановке в ожидании автобуса, поднялся ветер. Но в целом Крым — это классно!

Мыс Мартьян

Еще одной запоминающейся вылазкой было путешествие на мыс Мартьян. Это заповедник национального значения, и по словам местных жителей, летом там бывают лесники. В этот раз однако их не было. Мы заходили со стороны поселка Никита, ее левого края. Подход к заповеднику очень загаженный, мы даже удивились, как они допустили такое. Грунтовая дорога упирается в калитку с замком, за которой лаяли собаки.  Пришлось срезать напрямую через лес. Идти по такому лесу хоть и трудно, но вполне реально, особенно в горных ботинках. Через десять минут мы вышли на тропу за которой было несколько громадных камней и можжевельников – за ними просматривалось море. Приятное это было место! Именно таким представало глазу побережье Крыма еще несколько веков назад до экспансии туризма. Кусочек нетронутой цивилизацией флоры истинного ЮБК, который мы потеряли.

Мыс Мартьян и его «пляж»

Тропинка виляла по живописнейшему побережью с высоким обрывистым берегом. Внизу плескались голубые мартовские волны. Тропинка неожиданно уперлась в натянутую между двумя столбов проволоку. За ней виднелся чей-то дом. Вот и вновь — «недоцивилизация». Не сравнить с окрестностями Режевичи в Черногории, например, где климат и флора похожи. А уж с ухоженностью итальянских деревушек в районе Амальфи, так и подавно.

Еще более мрачная картина открылась на пляже. Сначала мы увидели лестницу вниз и обрадовались – спустимся к морю.

Однако уже через несколько ступеней лестница упиралась в закрытую на замок дверь. Впрочем, купаться было слишком рано, поэтому нас не сильно это расстроило. Но мы сделали пару кадров типично южно-крымского пейзажа: ржавая калитка на замке, море, а дальше Медведь-гора.

Фисташковый лес

После недлительной медитации о судьбе Крыма в крайне-восточной части заповедника мыс Мартьян, мы пошли по той же тропинке в обратную сторону. Держась все время левее, ближе к морю, мы зашли в фисташковый лес. Именно этой фисташковой рощей и славится заповедник. Именно ее, последнюю, охраняют. Фисташки узнаваемы по голым красным стволам и светло-зеленым листьям, одинаковым во все времена года. Вот и сейчас в марте, лес выглядел как летом — зеленым, тенистым, будто был прохладный вечер сентября. Стволы же на ощупь оказались совсем холодными, будто бы замороженными изнутри.

Тропинка вновь устремилась к морю и закончилась у обрыва. За обрывом снова был пляж, но вместо перегороженной лестницы здесь была обыкновенная веревка-канат, по которой, на мой взгляд не так просто было бы спуститься. Все-таки там скальный берег. Наверно, летом это даже классно — ходить на пляж через реликтовую фисташковую рощу, спускаться в бухту по канату и целый день лежать на пляже… Но боюсь, именно летом обязательно нагрянут лесники, которые напомнят вам, что это заповедник и находиться здесь низзя, либо же будет полно народу.

Было в этом фисташковом ущелье какое-то очарование, как и во всем заповеднике. Все казалось просто сказочным – реликтовые деревья, свежий воздух, причудливые изгибы скал, пенные синие волны внизу. Но где-то в душе все равно оставался неприятный осадок, ведь всего за три дня пребывания на ЮБК я столкнулась со многими неприятными вещами: бомжами, алкоголиками, замусоренной природой и переулками города, ржавыми калитками на замке, перегораживающими путь, шприцами на пляже случайно найденного озера, собаками, охраняющими последнюю рощу побережья и заборы, заборы, заборы…

Выход из заповедника нашелся в самом центре поселка Никиты воле панельных пятиэтажных домов. Разумеется, за ними тоже была свалка.

Вы можете оставить комментаий, к нашему сайту.

Вы можете использовать аватарку. Для этого необходимо